Sunday, October 11, 2009

Да будет цвет!

Да будет цвет!

Текст: Илья Техликиди
Царь зверей
Будущий деятель арт-сцены родился в 1969 году в Норильске. Не удивительно, что мальчик моментально влюбился в белый цвет и белых медведей в частности, образы которых впоследствии он не раз использовал в своих перформансах. Надо сказать, что Бартенев питает страсть ко всему животному царству, недолюбливает зоопарки и является активным противником корриды и вообще всяческого насилия над животными.
«Я бы, например, Кремль превратил в заповедник. Это же охраняемая зона, пусть бы там жили птицы, лисы, белки, лоси, ежики, я очень люблю ежиков! В Москве очень мало деревьев. Столько денег тратится на эти безумные коммунистические газоны! А дышать нечем, да и цветы быстро уходят в землю. Единственная надежда на монастыри. Если они станут зелеными зонами Москвы, глядишь, и птицы совьют гнезда…»
Еще в юном возрасте Андрей приносил домой какого-нибудь питомца и ставил родителей перед фактом. Мыши, крысы, хомяки, кошки, собаки… Вся квартира Бартеневых была одним большим живым уголком. Именно звери стали первыми актерами театрализованных представлений ребенка. К примеру, для своих мышек дитя воздвигало целые замки из пластилина. Вот почему в сегодняшних изобразительных спектаклях художника главными героями зачастую являются представители фауны: аксессуары в виде котов, слонов и жирафов, белые шкафы в виде медведей и даже северный восьминогий пес, приснившийся Бартеневу однажды.
«У красоты огромное количество проявлений и форм. Одной фразой сказать, что такое красота, очень сложно. Последнее впечатление от красоты природы - это рыжая лисица, сидящая на маленькой лужайке посреди Лондона. О том, что в Лондоне живут лисы, я давно знаю. Но они худые, облезлые, как у нас бродячие собаки, а эта была гладкая, яркая и толстая – она ждала лисят. Мне показалось, что это яркое проявление красоты природы».
В конце 80-х Андрей оставил холодный Норильск и поступил в Краснодарский художественный институт, быстро отыскав в нем единомышленников. Так был организован Союз свободных художников. Одаренные студенты провели два хэппенинга в Сочи – «Безумный-безумный день» и «Белый крест», который они посвятили Малевичу. По словам Бартенева, впоследствии многие участники этого объединения эмигрировали в Германию и США.
Поп-Барт
Закончив обучение и перебравшись в Москву, Бартенев продолжает активную творческую деятельность. Талантливый и эпатирующий юноша моментально привлекает к себе внимание столицы.
«Я очень люблю лондонское метро, а в Москве спускаюсь очень редко. Если еду в очень отдаленный район, то еду на метро. Но раньше никогда не ездил. Но сейчас невозможно стоять два часа в машине, потому что этого времени у меня просто нет. Восемь лет не пользовался московским метро и вот только в этом году начал. Сейчас, когда я спускаюсь в метро, у меня одна задача – доехать из пункта А в пункт В с максимальной скоростью. А если я спущусь туда в феерическом костюме, придется затратить много времени на человеческое внимание, на отзывы и так далее. А в детстве спускался туда в пуговичных костюмах, салатовых распашонках, обмотанный скотчем, с какой-то пластмассой».
В 1992-м году Бартенев впервые ставит свой знаменитый перформанс «Ботанический Балет» с черно-белой коллекцией костюмов из папье-маше. Уже в следующем году в Государственной Третьяковской Галерее проходит выставка «Национальные традиции и постмодернизм», где представлены работы Андрея. В 94-м Бартенев знакомит публику со «Снежной Королевой» в Риге, а в 95-м – со «Спящей Красавицей» на фестивале Мамонта в Минске. В 96-м году москвичи получают возможность увидеть «Овальное СОЛНЦЕ» в «Манеже» – очередную выставку художника. Бартенев создает новые перформансы один за другим, не переставая удивлять общественность свежими идеями. Он прекрасно чувствует себя в самых разнообразных жанрах: коллаже, пастели, декупаже, скульптуре, линейной графике, инсталляции. Эксперимент – пожалуй, единственная постоянная величина в творчестве Андрея.
«Ботанический Балет» вместе с другими перформансами и выставками производят настоящий фурор не только в России, но и на Западе. Работы московского арт-гуру принимают Лондон, Берлин, Штутгарт, Бонн, Ганновер, Нью-Йорк.
«Они (перформансы) не только в нашей стране необходимы. Везде необходимы. В большинстве случаев это довольно традиционный вид современного искусства. Его используют все: в рекламе, в музеях, в галереях, на фестивалях, на промышленных ярмарках тоже используются арт-перформансы. Чем больше мы будем к этому жанру обращаться, тем нам будет интереснее, потому что в арт-перформансе существует какое-то видение будущего, какие-то моменты смелости и какие-то сюрпризы.
Вот идут люди, они увидели что-то странное и непонятное: «Ой, они двигаются, как идиоты!» Это их сразу переключает с обычного потока мыслей на что-то необычное. И мы на свою жизнь начинаем уже по-другому смотреть. Я уже очень давно этим занимаюсь, различными направлениями жанра. И, конечно, я уже довольно искушенный художник. Но, тем не менее, когда я вижу, как люди из своего сердца, своих глаз и своего горла начинают что-то вынимать, изображать, меня это поражает, потому что это всегда интересно».
Бартенев – общепризнанный мастер эпатажа. Его шоу, будто подсмотренные сны счастливых младенцев (или пациентов психиатрических больниц), не имеют аналогов в мире. Танцующие в замысловатом хороводе «булочки», «йогурты» и «хлебные крошки» вызывают такие противоречивые чувства, как искреннее умиление и откровенный шок. Чего стоят одни названия работ: «Десять Миров Восприятия Смысла» (1997), «Подстриженные дороги» (2000), «Gogol-Mogol, или приключения невидимых червей в России» (2002), «Вторжение крошек хлеба» (2002) и, наконец «Если мой рот был бы 1 м 60 см ширины и 1 м 40 см высоты» (2002).
С 1998-го Андрей начинает работу над театральными и балетными представлениями: он разрабатывает костюмы и декорации для пьесы «Ивонна» в Новосибирске (перформанс был выдвинут в номинации «Лучший художник» на ежегодном театральном конкурсе «Золотая Маска»), для балета «Снежная Королева» в лондонском Концерт-Холле и для проекта «Золушка» в Гамбурге.
28 января 2002 года Бартенев получает престижную молодежную премию «Триумф», которую профессионалы присуждают профессионалам. Одновременно с этим событием всемирно известный аукцион Sothebyвыставляет коллажи художника в Нью-Йорке, Тель-Авиве и Амстердаме. На нью-йоркском аукционе Андрей знакомится с выдающимся интеллектуальным гением современного театра – режиссером Робертом Уилсоном. С этого момента начинается их активная совместная работа, Бартенев ежегодно трудится над художественным оформлением постановок мэтра.
В последние годы Андрей все реже осуществляет свои арт-шоу в Москве, объясняя это своей нелюбовью к корпоративам и скупостью российских заказчиков.
«Мы можем задействовать любые суммы - тысячи или миллионы долларов… И чем больше вложить средств, тем грандиознее получится шоу. Обычно солидные западные заказчики стараются не ограничивать мой бюджет. Тот же Роберт Уилсон позволяет воплощать любые мои фантазии. А вот в России иначе. В последние годы я все чаще сталкиваюсь с откровенной жадностью. Делая перформансы в разных странах, я знаю, сколько надо затратить средств и времени, чтобы сделать шоу, способное поразить людей. Но нашим соотечественникам никакого зрелища не нужно, достаточно знать, что я присутствовал на их вечеринке.<…>Не люблю работать на корпоративах. Поэтому-то я в России ничего не делаю».
Произведения художника с трудом поддаются жанровому определению. Кто-то считает это зрелищным синтетическим перформансом. Сам Андрей называет свои работы объектами, движущимися фигурами, связанными с пространством, со спектаклем, но никак не с модой. Художник признается, что лично ему в этих арт-инсталляциях нравится присутствие бесполезности и отвлеченности, предназначение которых - удовлетворить абстрактные желания человека, даже когда это просто глупое украшательство, переходящее в «себяуродование».
Бартенев по праву входит в десятку самых востребованных современных художников мира и является самым дорогим и титулованным российским дизайнером. Его произведения находятся в частных и корпоративных собраниях по всему миру. Он с равным успехом шокирует европейскую и американскую общественность, приходя на свои выставки и изобразительные постановки в бумажном пальто и с игрушечным жирафом под мышкой.
«Это такое наслаждение! В тепленьком костюме побегать - ты сразу теряешь несколько килограмм. Так и нужно делать. Нужно проводить перформансы каждый день, тогда вы будете в прекрасной юношеской форме».
По убеждению Бартенева, человек, который одевается «странно», всегда знает, почему он это делает и таким образом досказывает себя одеждой. Необходимые для выхода в свет наряды художник проектирует лично, причем создание этих инопланетных костюмов арт-звезда может доверить только проверенным российским портным. Ну а повседневные вещи он в огромном количестве покупает в Лондоне и Нью-Йорке или приобретает на заказ у многочисленных друзей-дизайнеров. Причем модным тенденциям шопоголик Бартенев не следует вовсе, выбирая то, что нравится только ему. Непрекращающиеся авиаперелеты из города в город, из одной страны в другую, наконец, с континента на континент - в любом рейсе художника сопровождает пара-тройка тяжелых чемоданов с одеждой. Кстати, даже в самолет Андрей приходит как на праздник. Когда лысый, худой мужчина в штанах цвета «вырви глаз» с беспристрастным видом появляется на борту, пассажиры начинают нервничать: что здесь делает служба спасения?
«Экстравагантную одежду носят люди с сильной индивидуальной линией. А в основном все ходят в черном или сером. А ведь это верхушка общества. На улицах то же самое. Все должно быть черным, и все ходят в черном, никто не имеет права появиться в чем-то другом. Психология толпы.<…>Нужно экспериментировать, путешествовать, больше времени проводить с любимыми людьми, отдаваться сексу и вообще целованию. Тогда будет весело».
«Velikolepno!»
Веселый и харизматичный Бартенев мало спит, много работает и продолжает ставить эксперименты. В 2006 году он выпустил свою первую книгу под названием «Velikolepno! Русские иллюстраторы блестящей жизни», в которой представил работы 160 художников, работающих для 20 российских журналов самой разнообразной тематики: архитектура и дизайн, информационные, люксовые, культовые, эротические и даже легальные порноиздания. В процессе работы над сборником арт-гуру посещал десятки столичных редакций, отбирал лучшие произведения, брал интервью у главредов и иллюстраторов. Материалы этого уникального альманаха современного отечественного глянца были представлены в Москве и Санкт-Петербурге – так появилась выставка «Люби Кутюр», на которой Андрей выступил в качестве куратора.
«Я бы назвал «Velikolepno!» панорамным скольжением по истории российского глянца. Книга называется «Русские иллюстраторы блестящей жизни». Для блестящей жизни я вывел два принципа: оптимизм и юмор. Мы не определяем, что есть в глянце хорошо, а что плохо. Мы специально не включили в издание литературные или социальные иллюстрации. Просто в книге представлено огромное количество блестящих художников. Мы не говорим, что это – лучшие художники России. Но это люди, которые через свое творчество пропагандируют оптимизм и юмор. Именно такой подход к творчеству стал критерием выбора персоналий. Конечно, будет приятно, если проект повлияет на их карьеру, позволит им больше зарабатывать, стать популярнее. Однако они ведь уже давно галерейные художники, переросшие журналы».
В том же году на сцене театра Etceteraв рамках фестиваля «Роза Мира» Бартенев поставил яркий и оригинальный перформанс «Ветер среди цветов». Кроме того, Андрей поработал над российским спектаклем «Елизавета Бам», режиссером которого выступил Федор Павлов-Андреевич, и нью-йоркским проектом «За Синей Птицей», американской версией пьесы Метерлинка.
В 2007 арт-гений провел в Москве очередную выставку иллюстраций – «Институт Улыбки». По распоряжению автора хмурые, мрачные посетители не могли пройти фейс-контроль… А чуть позже Бартенев в числе девяти художников заряжал позитивом Италию, представляя Россию на Венецианской биеннале.
В мае 2008-го Бартенев и Ксения Собчак в очередной раз поразили общественность и дали повод для разговоров, устроив в галерее «Победа» выставку под названием «История Одной Сороконожки»! Впервые на выставочной площадке можно было увидеть сразу 450 пар обуви, принадлежащей всего одной Ксении Собчак! Почти тысяча туфель, сапог, сабо, ботинок, тапочек, шлепанцев, превращенных в необычные арт-объекты и аттракционы. Общая стоимость коллекции зашкаливает за $500000. Созданные Андреем Бартеневым композиции поразили присутствующих своими шокирующими откровениями. Диван с 40 ножками, на каждой из которых красуется какое-то чудо обувной промышленности, увенчанный изображением лица Ксении Собчак, особенно поразил посетителей. Такое же странное впечатление на них произвел мясник в окровавленной одежде и с топором, который предлагал всем желающим что-нибудь отрубить на счастье. Отрубал он кусочки кожи от дорогущих сапог и дарил посетителям на память.
4 июля этого года в рамках I Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» художник выступил куратором действительно космического проекта «СУВЕНИРЫ НЛО. OSLOKINOUFO». Эту масштабную международную выставку творцы из России, Норвегии, Великобритании и США посвятили загадочной Вселенной и ее многочисленным обитателям в попытке наладить с последними устойчивый межпланетный контакт. По словам самого Бартенева, идея объединить художников в столь едином порыве, представив современное искусство как науку о будущем, пришла к нему во время преподавания на мастер-классах в Европе и Америке. Иностранцы не заставили себя долго ждать и в полной мере пофантазировали на тему Космического Разума.
«У меня есть соратники и мои студенты, в России это три-четыре человека. Также есть молодые художники, которых я советом или какими-то поступками курирую. И я рад, что эти люди помогают мне в организации проектов. Вся команда Музея современного искусства очень креативна и альтруистична, мы делали с ними несколько проектов. Все мои партнеры – это люди, которые участвуют в том, что им нравится. Они понимают, что какие-то удивительные и яркие события нужно делать и необходимо вкладывать в это силы не из расчета заработать на этом или прославиться, а просто, чтобы был свежий воздух. Команда сама собирается вокруг. Чтобы чувствовать себя полноценным человеком нужно делать поступки, которые соответствуют вашей страсти жить».
В живописи Бартеневу близки импрессионисты, Гауди, Пикассо, Микеланджело, а Пауля Клее он и вовсе называет своим учителем. Музыкальные пристрастия не менее изысканны: Чайковский, Прокофьев, Верди, Бах, Шуман, Перселл, Моцарт, Бетховен…В литературе художник отдает предпочтение фантастике и поэтам Серебряного века – Мандельштаму, Пастернаку, Цветаевой и Ахматовой, а в кинематографе выделяет Феллини, Гринуэя, Висконти, Антониони и Сокурова. Его любимый фильм – «Цветок 1001 ночи». Его выбор в современной хореографии – Пина Буш, Морис Бежар и американские труппы, работающие в жанре «модерн».
Признанный гений современного искусства и большой человек-загадка. Неважно, откуда он к нам прилетел и прилетел ли вовсе. Его миссия на этой планете очевидна – нести в себе нескончаемый заряд оптимизма и здорового юмора, а эти качества сегодня дорого стоят. Таков весь Андрей Бартенев – самый яркий экспериментатор нового тысячелетия.
«Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни. В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи - столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного, летящего вверх потока. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Когда мне кажется, что мои силы и идеи иссякают, это обманчивое впечатление. Когда я продолжаю опыт, надеясь повторить его в новом качестве, он всегда повторяется иначе - в новом качестве эмоции. Этот поток, летящий вверх (а не падающий вниз мертвым грузом), поражает своей нескончаемостью.
Мне просто нравится играть. Играть с предметами, с ситуациями и, прежде всего, с самим собой, со своим образом. Так и рождается спектакль. Жизнь очень быстротечна, поэтому, если не наслаждаться игрой, то останется все только черное и мрачное. Это мое мнение».
"Элитный квартал"
http://www.elitniy.ru/archive/archive/2008-06/?I=2444

From Archive/ Talk at Tretiakovaskaya Gallery. March 3, 2003

Служба новостей "Заполярной правды"

3 Марта 2003, 19:04

Норильчанин Андрей Бартенев провел в Третьяковской галерее лекцию "Падающий объект как основа мифотворчества перформанса"


Первого марта в конференц-зале Государственной Третьяковской галереи состоялась лекция бывшего норильчанина Андрея Бартенева "Падающий объект как основа мифотворчества перформанса". Лекция состоялась в рамках выставки "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века". Десять лет назад Андрей Бартенев показывал в Третьяковской галерее перформанс "Снежная королева". Сегодня он, благодаря своим театрализованным акциям характерному стилю, известен во всем мире. Самой крупной работой Андрея Бартенева до "Снежной королевы" были выставка и перформанс "Ботанический балет" (1992), который за прошедшие годы объехал многие страны Европы, а в 2001 году был участником третьей Международной Театральной Олимпиады в Москве.

From Archive: New Year

Андрей Бартенев: не забывайте о хлопушках и бенгальских огнях

Как превратить встречу Нового года в нечто особенное - незабываемый праздник с удивительной и неповторимой атмосферой? Об этом рассказал художник Андрей Бартенев.


From Archive. 1999. St.Peterburg Decadance Festival

Channel Icon
foros2006

Marousia Klimova & Timur Novikov: fragment of St-Petersburg's decadence Festival
"Dark Nights",7.02.1999




From Archive: Art&Auto show by Andrey Bartenev. Арт & Авто шоу от Андрея Бартенева.

Loaded:25.08.2008 at 15:07
Rubric: People, Blogs
Description: Недавно в Москве состоялась многолюдная и огламуренная тусовка, посвященная выходу в свет нового авто FIAT 500. Презентация машинки подкрепилась сумасшедшей инсталяцией от короля перфоманса Андрея Бартенева


Арт & Авто шоу от Андрея Бартенева

From Archive: Living Voices

From Archive. III Ежегодный Фестиваль иллюстрации «Free Wi-Fi: Интернет как индустрия визуального воздействия».


http://vashdosug.ru

Андрей Бартенев: «Я люблю быть гусеницей»




Выставка достижений виртуального пространства – III Ежегодный фестиваль иллюстрации – открылась в Галерее Зураба Церетели. По такому случаю куратор проекта Андрей Бартенев рассказал «ВД» о личном, профессиональном и наболевшем. Далее


Источник: Ваш Досуг